Горячая линия для читателей
Издатель:

ООО «Издательский дом «Звездный бульвар» (117246, Москва, проезд Научный, дом 19, эт. 2, ком. 6Д, оф. 76)
Главный редактор издательского дома: Сорокин Ю.А.
Генеральный директор: Латышев А.И.
Первый заместитель главного редактора: Ильина Е.Ю.
Заместители главного редактора: Мироненко Ю.А., Невский Ю.И., Харо Е.Ю.


Телефон редакции: +7 (495) 681-00-86
Электронная почта:
bolnog@gmail.com
Главный редактор:

Сорокин Дмитрий Игоревич


29 Июл 2024 в 16:59
Молжаниновские вести

«Огонь в сердцах»: бортмеханик Московского авиацентра рассказал свою историю борьбы со стихией

В современном мире сложно представить пожарно-спасательный гарнизон без авиации экстренного реагирования. Так, в столице уже более 20 лет применяются вертолеты Московского авиационного центра, где один из бортмехаников центра Андрей Цуркан обеспечивает пожарную безопасность с воздуха. Его летная история удивительна и разнообразна.

В авиапарке Московского авиационного центра находятся многофункциональные вертолеты Ка-32А и тяжеловес Ми-26Т, которые используют для тушения пожаров. Ежедневно на дежурство заступает три экипажа пожарных вертолетов Ка-32А, два днем и один ночью. В каждом по три человека – командир, второй пилот и бортовой механик. Один из бортмехаников – Андрей Цуркан, его по праву можно назвать героем нашего времени и одним из самых опытных огнеборцев.

«Как и множество мальчишек из моего детства, я мечтал стать летчиком с первых шагов. Вдохновленные пролетающими над головой «кукурузниками», мы с ребятами играли на земле, повторяя все движения самолетов. А по-настоящему я поднялся к облакам впервые на небольшом вертолете – испытанный тогда восторг до сих пор откликается во мне теплым светом», – вспоминает бортмеханик.

Однако попытка поступить в летное училище не увенчалась успехом – юношу, как и множество других абитуриентов, развернули после строжайшей медицинской комиссии. Тем не менее, Андрей не собирался отступать от своих «небесных планов» – сначала пошел в армию в десантные войска, после окончил Московское авиационное училище по специальности «техник» и попал на службу в вертолетный полк. Именно там судьба подарила целеустремленному Андрею шанс осуществить мечту и бороздить воздушные просторы – ему предложили переучиться на бортового механика.

«Конечно, я с радостью согласился и начал летать в составе экипажа! С того далекого 1984 года с вертолетами и небом больше не расстаюсь, – гордо и со всей любовью прокомментировал Андрей Цуркан. – За эти 40 летных лет я освоил разные типы воздушных судов: Ми-2, Ми-8, Ми-24 и Ка-32А. Выполнял множество видов авиационных работ – строительно-монтажные, аварийно-спасательные и поисковые, проводил совместные вылеты с парашютистами и, конечно, тушил пожары. А последние 7 лет – тружусь в Московском авиацентре на вертолетах Ка-32А».

Работа бортмеханика на пожарном вертолете очень ответственна. Требует большой концентрации, стрессоустойчивости, оперативности принятия решений в режиме многозадачности. По словам Андрея, «глаза здесь необходимо иметь даже на затылке», чтобы контролировать обстановку на 360 градусов. При работе на пожаре бортмеханик отвечает за безопасный забор воды и эффективный слив – ведь система пожаротушения находится под вертолетом, и пилоты ее попросту не могут видеть. Плюс есть масса тонкостей полетов в городе: шпили высотных зданий, встречный ветер, большие клубы дыма, в которые нельзя залетать, и многое другое.

«Особенно сложна работа на пожарах в темное время суток. Плохая видимость затрудняет пилотирование, а бортмеханики сталкиваются с эффектом обмана зрения – в темноте расстояние между водосливным устройством и водной гладью кажется существенно меньше. В такие моменты и меня, и пилотов выручают приобретенные на постоянных тренировках навыки и немалый опыт за спиной», – рассказал Андрей Цуркан.

Стоит отметить, что во время работы пожарной авиации к ближайшим от происшествия водоемам выезжает служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения авиацентра. Они могут порекомендовать экипажу точку забора воды с достаточной глубиной, ночью подсвечивают поверхность, а также обеспечивают безопасность. Помощь существенная. Плюс ко всему на месте пожара находится и экипаж подвижного пункта управления полетами учреждения. Группа, как правило, выезжает к месту происшествия тогда, когда еще даже неизвестно, будут ли там работать вертолеты. Зато если авиация привлекается, в подвижном пункте управления уже есть вся необходимая информация по пожару и окружению, которую диспетчер и старший дежурный группы выдают пилотам: направление и сила ветра, наличие поблизости возможных препятствий (строительные краны, высотные здания). Еще они координируют работу нескольких вертолетов в режиме «карусель», чтобы экипажи не мешали, а помогали друг другу.

По словам бортмеханика, каждый пожар уникален. Несмотря на многочисленные готовые решения и огромный опыт огнеборцев, там не может быть единого алгоритма действий. Работать всегда нужно, исходя из характера горения.

«Иногда, например, необходим точечный мощный слив прямо «в сердце» огня – тогда мы стараемся зайти на линию пожаротушения на минимальных скоростях, а вот сброс осуществить максимально низко, фактически зависнув на высоте около 50 метров. Ну а если необходимо покрыть большую площадь возгорания, тогда сливать воду будем с большей высоты и на скорости 80-100 километров. Так, например, мы работали во время ликвидации лесных пожаров в Рязанской области – проливали землю длинными линиями, отрезая путь быстрораспространяющемуся пламени. В некоторых случаях нужно совмещать и то, и другое – всегда по-разному», – поделился бортмеханик.

За спиной Андрея Цуркана десятки потушенных пожаров в столице и за его пределами, его профессионализм высоко ценят руководство и коллеги, работу авиатора отметили и в Правительстве Москвы. В 2020 году на торжественном вечере «Молодости нашей нет конца» выдающемуся бортмеханику вручили благодарственное письмо Мэра Москвы в номинации «Не бойся, я с тобой». Это награда для тех, кто может оказаться рядом в беде и способен помочь.

Нельзя не отметить, что Андрею Цуркану почти 70 лет! Мало кому из авиаторов удается остаться на летной должности в таком возрасте. Коллеги смотрят и восхищаются – горящий взгляд, энергичность, бодрость и неиссякаемый оптимизм – все это идеальный образец для подражания.

В летном отряде пилоты Ка-32А про Андрея говорят так: «Мы просто везем, а он тушит». Сам же бортмеханик считает: «Наша сила – в единстве. Качество работы по ликвидации пожаров напрямую зависит от профессионализма, подготовленности, опыта и слаженности всего экипажа. Взаимопонимание достигает феноменального уровня – когда достаточно не то чтобы полуслова или взгляда, а лишь мысли. Если в небе находится именно такой экипаж – ни один пожар «не устоит»!»

Бортмеханик признается, что отчаянно и бесповоротно влюблен в свою работу. И неудивительно, ведь Андрей причастен к великому делу спасения, чувствует себя важной частью команды, видит результаты своего труда и за это испытывает гордость. Согласитесь, когда на страже безопасности Москвы стоят такие профессионалы, жители города могут спать спокойно.


Опрос
Вы довольны состоянием детской площадки во дворе вашего дома?
Загрузка ... Загрузка ...