Винтокрылые спасатели: как развивается московская экстренная авиация
Экипажи пожарных и санитарных вертолетов готовы днем и ночью тушить пожары, спасать пострадавших и эвакуировать больных. Им под силу реанимировать человека в воздухе, десантироваться без парашюта и сбросить на огонь сотни тонн воды.
В сложных условиях мегаполиса, высотной застройки и плотного трафика на помощь пожарным и спасателям приходит экстренная авиация.
«Московский авиационный центр — уникальная организация экстренного реагирования, которая значительно расширяет возможности оперативных служб по тушению пожаров, спасению людей, при ликвидации последствий происшествий, экстренной госпитализации больных. Сейчас в городском авиапарке 11 воздушных судов. Ежегодно пилоты Московского авиацентра совершают более 350 вылетов», — говорит заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков.
Быстрые и маневренные вертолеты в считаные минуты могут оказаться на месте происшествия, чтобы помочь при ликвидации пожара или спасении людей. Сегодня в рядах Московского авиационного центра (МАЦ)— десятки высококвалифицированных летчиков, инженеров и спасателей.
Свой путь столичная пожарно-спасательная авиация начала 12 марта 1994 года, когда на учениях в Москве впервые показал свои возможности пожарный вертолет Ка-32А. В 2003 году был создан Московский авиационный центр и в его управление были переданы три пожарных вертолета — два Ка-32А и один Ми-26Т.
Сегодня же авиапарк МАЦ насчитывает 11 вертолетов. Пять машин — один тяжелый Ми-26Т и четыре средних Ка-32А — тушат пожары. Еще пять вертолетов ВК117 С-2 используют для перевозки пострадавших в больницы. А вертолет-разведчик Bell-429 предназначен для мониторинга и оценки ситуации.
С 2016 года экстренная авиация Москвы несет круглосуточное дежурство. Команда спасателей готова вылететь на место происшествия в любую минуту: в их распоряжении всегда пять вертолетов.
Один из них —пожарный Ка-32А11ВСярко-красного цвета. На дежурство он заступил в апреле 2020 года. Первое «испытание огнем» вертолет прошел в этом же месяце в поселении Рязановском. Там загорелись деревянные конструкции и одноэтажное здание. Тогда за штурвалом вертолета находился командир первой эскадрильи авиацентра столицы Евгений Артюхин.
«Огонь распространялся очень быстро, возникла угроза возгорания соседних зданий, — вспоминает он. —Поэтому было принято решение использовать авиацию. На боевом вылете машина показала себя прекрасно: очень хороший вертолет с мощными двигателями. С легкостью носит на внешней подвеске пять тонн груза. В тот день мы выполнили 36 сливов и сбросили на очаг возгорания 180 тонн воды».
Самый новый пожарный вертолет Ка-32А11ВС оказался в распоряжении спасателей в 2020 году, а к дежурству приступил в январе 2021-го.
«Это один из лучших противопожарных вертолетов в мире. Он гораздо умнее своего предшественника Ка-32А, оснащен современной системой локации, авионики, приспособлен для полетов даже в самых сложных условиях. Максимальная дальность полета — 670 километров, что почти в два раза больше, чем у старой модели», — рассказал заместитель директора МАЦ по организации летной работы Олег Катальшев.
Кроме того, эта модификация отличается обновленной рулевой системой и увеличенным сроком эксплуатации — 32 тысячи летных часов. В зависимости от задачи Ка-32А11ВС могут оборудовать водосливным устройством, которое заполняется всего за 10 секунд и сбрасывает на пожар до пяти тонн воды, или механизмом беспарашютного десантирования, то есть лебедкой с тросом, которая спускает спасателей с вертолета.
Весной этого года один из двух новых вертолетов оснастят специальной «пушкой», как ее называют пилоты. Это система горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения, которая применяется с наступлением устойчивых плюсовых температур. Она точечно бьет по цели мощной струей воды или пены и может быстро ликвидировать возгорание на любой высоте. Такая «пушка» незаменима при ликвидации возгораний в высотных зданиях и пожаров с открытым очагом горения.
Работает «пушка» так: вертолет через шланг набирает воду из ближайшего водоема, затем перемещается к месту пожара, зависает на нужной точке, и второй пилот подает воду в чистом виде или с пенообразователем в ствол. Например, если применяется система бокового пожаротушения, то бортовой механик с помощью ручной заслонки подает огнегасящий состав в очаг возгорания, также он управляет водяной струей.
В 2012 году «пушка» (тогда она была установлена на предшественнике, вертолете Ка-32А) показала себя при ликвидации сложнейшего пожара в башне «Федерация» делового центра «Москва-Сити». Это был первый случай в мировой практике, когда ночью при низких температурах и сильном ветре огонь тушили с помощью вертолетов.
С 2003 года пожарные вертолеты Московского авиацентра потушили более 200 пожаров. Только две новых машины за время своей службы участвовали в ликвидации 15 возгораний в Москве и Московской области. Их маневренность, мощность и надежность позволяют успешно тушить не только городские, например, возгорание на складе пиротехники на Лужнецкой набережной, но и природные пожары, как это было в Луховицах, Красногорске и Люберцах.
Для пожаров, затрагивающих большие площади, МАЦ использует самый крупный в мире серийный вертолет Ми-26Т. За 15 секунд этот гигант может обрушить на огонь до 15 тонн воды. При этом она охватывает полосу размером примерно 13 на 330 метров, а двух пролетов Ми-26Т будет достаточно, чтобы потушить возгорание площадью больше чем профессиональное футбольное поле.
Ми-26Т участвовал в ликвидации многих пожаров, в том числе в здании Военно-воздушной академии имени Жуковского, на территории завода «Серп и Молот» и в лесах в 2010 году.
В 2008 году авиапарк МАЦ расширился: на службу заступили санитарные вертолеты ВК117С-2. Изначально их было три, а сегодня в МАЦ уже пять «бэкашек», как их любя называют пилоты. С 2009 года по соглашению с Московским территориальным научно-практическим центром медицины катастроф они занимаются санитарной эвакуацией пострадавших в столичные больницы.
«Благодаря работе экстренной авиации время реагирования на происшествия в мегаполисе значительно сократилось. Чтобы прибыть на место, пилотам Московского авиацентра необходимо от пяти до 15 минут. Это особенно важно при эвакуации пациентов с инфарктами и инсультами, пострадавших в ДТП и других происшествиях. Чем быстрее пациент получит квалифицированную медицинскую помощь, тем больше вероятность избежать серьезных последствий для здоровья — это принцип „золотого часа“», — говорит директор Московского авиационного центра Кирилл Святенко.
С присоединением большой территории ТиНАО для работы авиации экстренного реагирования передали 21 вертолетную площадку (всего в Москве действует 26 таких площадок). Стало больше вертолетов, расширился и перечень задач — экипажи начали эвакуировать больных с инфарктами и инсультами.
По сути, ВК117С-2 — это небольшая воздушная реанимация с медицинской бригадой на борту. Помощь пострадавшим начинают оказывать уже во время полета. Для этого там есть аппарат ИВЛ, дефибриллятор, монитор контроля жизненно важных функций и другое оборудование, например, модуль для перевозки новорожденных.
С 2018 года авиамедицинские бригады дежурят круглосуточно. Для ночных полетов пилотов тренировали дополнительно, ведь в темноте намного труднее распознавать препятствия, такие как подъемные краны или электрические провода. К новому режиму работы готовили и вертолетные площадки: их оснащали радиосветотехническим оборудованием.
Ежедневно в Москве на дежурство заступают три экипажа санитарных вертолетов, один из которых работает ночью. За 14 лет экипажи ВК117 С-2 спасли и эвакуировали более 6700 человек.